Каталог
search
Наша почта
город Тюмень
ул. Пермякова 1Б, офис 2
Телефон отдела продаж
Перезвоните мне
29 сентября 2023

Сюжетно ролевые игры в детском саду – важность, виды и тематические наборы игрушек

Основным занятием в жизни ребенка является игра, которая создает естественную среду, активно стимулирующую развитие детского интеллекта, воображения, изучения традиционных правил поведения. Сюжетно-ролевые игры в детском саду помогают детям формировать представление об окружающем мире, профессиональной деятельности взрослых.

Ребенок постепенно вливается в коллектив, самостоятельно развивает задатки лидера, учится контролировать собственные поступки и адекватно оценивать поведение других ребят. Современные сюжетно-ролевые игры в детском саду – обязательный элемент образовательного процесса дошкольников.

Какие задачи преследуют подобные игры

Замысел сюжетно-ролевой игры в детском саду заключен в том, что ребенок придумывает интересный сюжет или игровую ситуацию. Затем подбираются атрибуты и определенные действия, которые соответствуют замыслу.

Таблица задач и целей сюжетно-ролевых занятий

Возраст ребенка Задачи
3-4 года
  • развитие способностей действовать по выбранному сюжету;
  • формирование воображения, развитие фантазии;
  • обогащение имеющегося словарного запаса;
4-5 лет
  • обучение навыкам диалоговой речи;
  • развитие коммуникативных способностей, обучение самостоятельному распределению ролей;
  • изучение правил поведения в обществе;
5-6 лет
  • использование диалогов во время разговоров;
  • обучение импровизации во время игры;
  • побуждение использовать в игре различные сюжеты и персонажи, взятые из художественных произведений;
6-7 лет
  • формирование творческих способностей, активное использование в игре музыкальных инструментов, различных элементов пения и танца;
  • самостоятельное изготовление декораций и игровых атрибутов;
  • формирование интереса к профессиям различного профиля;

Сюжетно-ролевые игры в детском саду должны занимать важное место, обеспечить это способен только воспитатель, которые должен соблюдать ряд принципов:

  • он обязательно должен быть участником представления;
  • в играх воспитатель должен принимать участие постоянно, при этом сюжет и тематика занятий должна меняться с возрастом, чтобы дети могли больше узнавать об окружающем мире;
  • необходимо изначально ориентировать малышей не только на повторение действий, но и на осознание смысла происходящего, а также отношений между игроками;

Умение играть не может возникать спонтанно, поэтому важно, чтобы воспитатель брал на себя процесс организации подобных игр.

Варианты сюжетно-ролевых игр


В плане направленности, обучающих задач и способов их решения, сюжетно-ролевые занятия разделяются на несколько видов.

Творческие – в игровой форме дети учатся воображать, а не только повторять поведение взрослых. Они показывают свой план действий в определенных придуманных обстоятельствах.

Сюжетно-дидактические являются вариантом обучения в игровой форме, в которых развиваются творческие способности малышей с применением наглядных материалов и обучающих предметов и дальнейшим использование на практике полученных знаний.

Интерактивные игры проводятся с использованием технических средств, внедряемых в образовательный процесс. Игровые занятия, подразумевающие использование интерактивной доски, существенно расширяют игровой опыт малышей.

Деловые игры направлены на воссоздание ребятами профессиональной деятельности взрослых. Такие занятия способны вызывать интерес, а также сформировать свое отношение к отдельным профессиям.


Современная игра основана на реальных сюжетах, с учетом изменяющегося общества, появления новых профессий, новой модели поведения в обществе людей.

Подобные ролевые игры разделяются по интересам. Девочки и мальчики интересуются различными темами – девочкам ближе женские профессии, роль матери, мальчиков больше привлекают военные игры, строительство, транспорт.

Особенности и варианты сюжетно-ролевых занятий для детей различного возраста

Ясельная группа

Партнером для группы малышей может стать воспитатель, контролирующий игровой процесс. Предварительно необходимо:

  • подобрать детские сюжетно-ролевые игрушки, которые потребуются для занятия;
  • распределить роли между малышами;
  • придумать сценарий, способный заинтересовать и вовлечь в игру;

Сделать занятие более увлекательным помогут сюжетно-ролевые наборы игрушек, включающие в себя необходимые предметы и атрибуты. Наиболее интересными вариантами игр станут «Мама и малыш», «Дом», «Водитель и пассажир».

Младшая группа

Замыслы занятий направлены на воспроизведение действий выбранных персонажей, но пока без слов. А этот период малыши с удовольствием играют в доктора, почтальона, для сюжета могут использоваться темы народных сказок. С этой целью требуются детские игрушки для сюжетно-ролевых игр, соответствующие игровые костюмы.

Средняя группа

В этом возрасте малыши могут строить диалоги, в играх участвуют несколько персонажей. Актуальны игры «Водитель автобуса», «Стройка», «Скорая помощь», «Цирк». Среди более героических – «Пожарные», при этом сюжетно-ролевые игрушки для детей должны содержать все требуемые для игры атрибуты.

Старшая группа

Во время занятия дети уже могут примерять на себя несколько ролей. Элементом развития малышей становится использование в игре нестандартного персонажа – Чебурашки, Бабы Яги. Самые захватывающие сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Детский сад», «Библиотека», «Банк». Мальчики с удовольствием играют в пограничников, и даже запускают спутник.

Подготовительная группа

В этот период сюжетно-ролевые игры основываются на принципе придумывания. Воспитатель предлагает вообразить новый сюжет для старой сказки, сочинить свою сказочную историю, широко используются темы телефонных разговоров, использование реальных сюжетов из жизни.

Дошкольники могут попробовать себя в роли корреспондентов, представить себя в роли диктора телевидения, поиграть в «Вокзал» и «Аэропорт», используя игрушки для сюжетно-ролевых игр, побывать полицейским или сотрудником МЧС, режиссером кукольного театра.

Атрибуты и наглядные пособия

Современное оснащение детских садов требует чтобы в каждой группе имелись атрибуты для подобных занятий. В соответствии с возрастом, уголок сюжетно-ролевых игр в детском саду должен быть оборудован игровыми предметами и заменителями, которые можно сделать своими руками. Однако игрушки для детского сада, изготовленные профессионалами, гораздо функциональнее самодельных, выполнены из безопасного материала, очень яркие и удобные, являются копией настоящих инструментов и приборов. Главная задача взрослых – поощрять подобные занятия, помогать детям, придумывать вместе с ними новые интересные сюжеты.

В вашей корзине:

    Отправляя контакты, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.