Система обучения Марии Монтессори базируется на представлении о том, что уже с раннего возраста ребенок способен выполнять множество рутинных задач самостоятельно, без помощи взрослых. Что для этого нужно сделать? Создать ему удобную «Монтессори среду». Иначе говоря, в помещении, где малыш проводит основную часть времени, рекомендуется устанавливать мебель с учетом роста ребенка. Так он сможет самостоятельно брать с полки игрушки, убирать за собой вещи, развешивать одежду или ложиться спасть. Развивать самостоятельность, обучать детей полезным навыкам помогают и наборы игрушек, которые тоже рекомендуется подбирать с учетом принципов системы Монтессори.
Реалистичность. Все развивающие игрушки Монтессори должны нести реальную информацию об окружающем мире. Поэтому не стоит приобретать пиратов, принцесс или единорогов. Лучше позаботиться о наличии у малыша машинок, растений, животных. Ведь именно такие предметы дети будут видеть вокруг. Поэтому не надо искажать реальность и предлагать малышу пушистую машинку или медведя с колесами вместо лап.
Пассивность. Выбирайте такие игрушки Монтессори для детей, которые не издают звуков, не светятся и не перемещаются самостоятельно. Дети должны во время игры развивать познавательный потенциал. Например, если потянуть за веревку, то машинка начнет движение.
Однозадачность. Детские игрушки должны развивать какой-то один конкретный навык. Например, с помощью «шнуровки» можно научить малыша зашнуровывать обувь, а «сортер» помогает находить предметы одинаковой формы.
Соответствие возрасту и стадии развития малыша. Развивающие игрушки Монтессори должны быть удобными для ребенка. Причем, слишком сложные модели могут вызвать у малыша отторжение, а простые — скуку.
Сегодня купить игрушки Монтессори для детского сада или для дома не составит никакого труда. Воспользуйтесь подборкой интересных вариантов, если планируете организовать зоны Монтессори в детском саду.
Игрушки Сортеры. Они бывают цветочными или геометрическими. Профессиональные педагоги считают, что уголок Монтессори в детском саду не будет полным, если в нем отсутствует такая очень полезная игрушка, как сортер. С ее помощью дети смогут развить мелкую моторику рук, потренировать координацию движения, освоить цвета и геометрические формы.
Фигурки, имитирующие реальные предметы. Например, это может быть посуда или наборы инструментов, деревянные фрукты или пластиковые овощи, которые легко можно разрезать на части при помощи игрушечного ножа. Такая игра не только позволит развить координацию движения рук, но и поможет сформировать навыки самообслуживания.
Лабиринты. В продаже есть планшеты-лабиринты или лабиринты-серпантины. Передвигая бусинки из одного конца лабиринта в другой, ребенок разовьет мелкую моторику и поработает над пространственным мышлением.
Это далеко не все игрушки из каталога магазина, которые может использовать развивающая программа Монтессори в детском саду. Хороших результатов можно добиться, если во время занятий с малышами использовать деревянные радуги, головоломки, мягкие игрушки, классические пирамидки, пазлы, конструкторы, стаканчики-пирамидки, сенсорные фигурки, балансиры, матрешек.
Отдельного внимания, по мнению профессионалов, заслуживает магнитная рыбалка. Эффективная методика Монтессори в детском саду допускает использование такой полезной и веселой игры в группах с малышами от полутора лет и старше. Но, педагоги должны следить, чтобы на удочке веревочка не была слишком длинной. В противном случае малыш не справится с поставленной задачей и потеряет интерес к игре.
Грамотно организованная игровая среда — основное условие гармоничного и эффективного развития ребенка. В помещении не должно быть никакого беспорядка, а комплектация детских садов должна быть продуманной и безопасной. Например, чтобы ребята могли самостоятельно убирать за собой игрушки, в ДОУ рекомендуется устанавливать невысокие стеллажи с контейнерами.
Игрушки тоже в обязательном порядке должны вписываться в концепцию и соответствовать по возрасту, если планируется выполнить оборудование детского сада Монтессори. Отдавать предпочтение рекомендуется изделиям из натуральных материалов. Они не должны быть слишком тривиальными, чтобы малышам было над чем поразмышлять и развить свой творческий потенциал.
Важнейший этап организации пространства «по Монтессори» — зонирование помещения. Так ребенку будет легче сориентироваться и решить, какой деятельностью он хочет заниматься в данный момент времени.
Игра — главная деятельность девочек и мальчиков. Именно обучающие игрушки помогают малышам познавать мир, развиваться гармонично. Самые маленькие посетители детского сада любят играть с камнями, водой, песком, фигурками зверей и птиц. Старшие дошкольники с удовольствием рассматривают коллекции минералов, макеты планет, изображение звездного неба, глобус и карты. Педагоги могут приобрести в интернет магазине игрушки для детского сада, которые будут для малышей увлекательными и полезными одновременно.